Парламентарии обсудили основные направления бюджетной и налоговой политики

Основным направлениям региональной бюджетной и налоговой политики на среднесрочную перспективу был посвящен «парламентский час» в Волгоградской областной Думе.

В заседании приняли участие члены Совета руководителей представительных органов муниципальных образований региона, главы районов и городских округов, представители контрольно-счетных органов муниципальных образований.

О главных целях на 2023-2025 годы и задачах, на решении которых будут концентрироваться бюджетные ресурсы, рассказал первый заместитель губернатора – председатель комитета финансов Волгоградской области Александр Дорждеев.

В своем докладе он отметил, что работа над областным бюджетом на предстоящий период велась в непростых условиях, сложившихся, прежде всего, в результате беспрецедентного внешнего давления на российскую экономику. С целью поддержки граждан и бизнеса в марте текущего года по инициативе губернатора Андрея Бочарова в дополнение к оперативно утвержденным федеральным мерам в Волгоградской области был принят региональный план первоочередных действий. Он включает 107 мероприятий с совокупным объемом поддержки порядка 9,9 млрд рублей.

Принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры позволили сохранить положительную динамику социально-экономического развития области, что подтверждается основными макроэкономическими показателями, ряд которых превышает среднероссийские. Так, в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года отмечен рост по следующим позициям: индекс промышленного производства — 104,1% (по Российской Федерации – 100,4%), объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий — 120% (по РФ – 105,2%), объем работ по виду деятельности «Строительство» — 133,8% (по РФ – 105,2%).

Несмотря на все сложности, в регионе в установленные сроки и в запланированных объемах выполняются мероприятия нацпроектов и приоритетных проектов развития Волгоградской области. Предприятия и организации практически в полном объеме реализуют свои инвестиционные планы, в полном объеме осуществляется господдержка.

Так, с начала 2022 года уже введены в строй 110 важных для жителей объектов, в том числе современный онкоцентр в Дзержинском районе, школа-тысячник в Красноармейском районе, обновленная нижняя терраса Центральной набережной Волгограда, крытый футбольный манеж на стадионе им. Логинова в Волжском и т.д.

О стабилизации ситуации в экономике свидетельствует и рост налоговых поступлений в региональную казну. Бюджет Волгоградской области сохраняет устойчивость и сбалансированность.

Говоря о бюджетной политике Волгоградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Александр Дорждеев подчеркнул, что она нацелена на выполнение всех социальных обязательств перед жителями и реализацию ключевых проектов и программ развития.

Продолжится работа по структурной перенастройке экономики, адаптации ее к динамично меняющимся внешним условиям. Одна из важнейших задач на ближайшие три года — обеспечить увеличение доходов региональной казны, в том числе за счет инвестиционной деятельности. В частности, дополнительный импульс развитию промышленности области и экономике в целом должны придать новые инвестпроекты, которые будут реализованы при государственной поддержке. В их числе — создание на площадке «Химпрома» особой экономической зоны, где планируется наладить производство метанола, биопротеинов, уксусной кислоты, химических средств защиты растений и другой продукции; возведение ООО «Вайлдберриз» в Дзержинском районе Волгограда логистического комплекса площадью 100 тысяч кв. метров; строительство технопарка-филиала «Сколково», предприятия по глубокой переработке зерна кукурузы в хуторе Шарашенский Алексеевского района, консервного комбината «Ахтуба», производственного комплекса по переработке овощей ООО «АПК «Городищенский» и др.

Еще одним вариантом привлечения инвестиций станет использование механизма государственно-частного партнерства. В рамках концессионного соглашения в Волгограде планируется реализация проекта, предусматривающего комплексное развитие городского общественного транспорта и реконструкцию инфраструктуры транспортной системы (строительство новой трамвайной линии, ремонт и реконструкцию действующих путей, наземных сооружений и инженерных объектов, приобретение современного подвижного состава). На данные мероприятия планируется направить 12 млрд рублей. Продолжится на территории региона и реализация мероприятий нацпроектов. На эти цели в 2023 году предусмотрено 33,1 млрд рублей.

Сохранится в среднесрочном периоде приоритетность финансового обеспечения всего спектра задач в области образования, здравоохранения, социальной политики. Предусмотрены средства на строительство и модернизацию целого ряда объектов социальной сферы, среди которых медучреждения первичного звена и онкологического профиля, шесть общеобразовательных школ в Волгограде и Волжском, планетарий, ЦКЗ, Театр юного зрителя, объектов водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и т.д. Продолжится работа по благоустройству общественных территорий. 

Формирование межбюджетных отношений в Волгоградской области в 2023-2025 годах ориентировано на достижение оптимального баланса интересов областного и местных бюджетов. В 2023 году на 67,6 млн рублей будет проиндексирован объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, на 966,2 млн рублей увеличен объем субсидии на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, снизится уровень софинансирования расходов на строительство капитальных объектов с 20 до 5%.

В ходе «парламентского часа» депутатам также была представлена информация заместителя руководителя УФНС России по Волгоградской области Натальи Киргизовой и председателя контрольно-счетной палаты региона Александра Носова.

«Бюджетная и налоговая политика Волгоградской области абсолютно понятна и прогнозируема. Уверен, что наши совместные усилия будут способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию региона. Все мы заинтересованы в повышении уровня и качества жизни жителей Волгоградской области», — отметил в своем выступлении председатель парламентского комитета по бюджетной и налоговой политике Илья Кошкарев.

Парламентарии смогли задать представителям финансового блока администрации региона интересующие их вопросы. Так, депутат Алексей Буров обратил внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений. Волновал его и вопрос о мерах финансового характера, способствующих развитию научно-технической деятельности в регионе. Депутата Валерия Могильного интересовало: предусмотрены ли меры поддержки малообеспеченным гражданам в связи с индексацией с 1 декабря тарифов на услуги ЖКХ. Первый заместитель председателя Волгоградской областной Думы Сергей Булгаков отметил своевременные и оперативные меры, принимаемые региональной властью по преодолению последствий санкций, значительную роль Фонда перспективного развития Волгоградской области по поддержке проектов в промышленности и сельском хозяйстве. Он также высказался о необходимости мотивации муниципальных образований на наращивание доходной части своих бюджетов.

По итогам «парламентского часа» профильным комитетом Волгоградской областной Думы будут подготовлены рекомендации по дальнейшему совершенствованию региональной бюджетной и налоговой политики.


Наталья Семёнова, председатель комитета Волгоградской областной Думы по охране здоровья:

«Даже в непростых для нашей экономики условиях здравоохранение финансируется полным рублём и ежегодно получает прибавку, что говорит об особом внимании государства к этим вопросам. За последние десять лет стоимость Территориальной программы бесплатной медицинской помощи в Волгоградской области практически удвоилась. Вырастет она и в 2023 году, причём, существенно. Вместе с тем плановый дефицит терпрограммы неуклонно снижается и в следующем году достигнет минимального значения – половины процента. Федеральный центр и регион вкладывают средства не только в обеспечение повседневной деятельности лечебных учреждений, но и в укрепление медицинской сети: проведение ремонтов, закупку оборудования. Качество и доступность медпомощи в Волгоградской области последовательно повышаются. Планы создания в регионе современной системы здравоохранения были обозначены губернатором Андреем Бочаровым и поддержаны Президентом страны. Хорошим подспорьем для проведения этой крайне важной масштабной работы является реализация национального проекта «Здравоохранение». Модернизация амбулаторно-поликлинического звена, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, детская медицина, экспорт медуслуг, внедрение цифровых технологий, решение кадровых вопросов лечебных учреждений – все эти ключевые направления продолжают финансироваться в рамках нацпроекта из областного и федерального бюджетов, что и получило подтверждение на сегодняшнем «парламентском часе».

Татьяна Бухтина, председатель Волгоградской областной Думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики:

«Бюджетная поддержка позволит продолжить работу по многим направлениям, включая создание модельных библиотек, модернизацию детских школ искусств, укрепление материально-технической базы сельских ДК, сохранению объектов культурного наследия. Предусмотрены средства на реконструкцию и капитальный ремонт таких значимых для региона объектов культуры, как Центральный универмаг, Новый экспериментальный театр, кинотеатр «Победа».

Татьяна Распутина, заместитель председателя комитета Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий:

«Мы все понимаем, что в сегодняшних реалиях приходится корректировать намеченные ранее планы и программы. Тем не менее, задача комплексного развития территорий, создания благоприятных условий для жизни вне зависимости от удаленности населенных пунктов от областного центра, поставленная губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым, продолжает выполняться. И это отражено в проекте бюджета на будущий год. Предусмотрены средства на благоустройство общественных пространств, возведение учреждений здравоохранения, образования, спорта, культуры, строительство и ремонт транспортных коммуникаций, а также модернизацию уже существующих объектов социальной инфраструктуры. Сохраняется и прямая поддержка муниципальных образований Волгоградской области — закладываются расходы на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Важно, что муниципалитеты по-прежнему смогут получать дополнительную финансовую возможность для развития своих территорий».

Руслан Шарифов, председатель комитета Волгоградской областной Думы по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству:

«В целом обсуждаемый сегодня проект областного бюджета парламентарии оценили положительно. Отмечу увеличение в 2023 году регионального дорожного фонда до 21,1 миллиарда рублей, что на 220 миллионов рублей больше показателей этого года. Дополнительные средства расширяют возможности в сфере дорожного строительства и позволяют продолжить модернизацию транспортной инфраструктуры Волгоградской области. До 12,4 миллиарда рублей вырастет годовое финансирование региональных мероприятий нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В этой связи мы рассчитываем, что состояние наших автомагистралей будет и дальше улучшаться. И, конечно, надо доводить до завершения масштабные инфраструктурные проекты, такие как, строительство автомобильного обхода Волгограда и третьего пускового комплекса моста через Волгу – это существенно улучшит транспортное сообщение в регионе. Неплохие перспективы и у волгоградской промышленности, которая является главным источником пополнения областного бюджета. Несмотря на внешние санкции, в регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, например, возведение современного комплекса по производству плоского проката из нержавеющих сталей на Волжском трубном заводе и запуск новых газохимических предприятий в Волгограде на площадке особой экономической зоны «Химпром». Индустриальное развитие и обновление дорожно-транспортной системы остаются стратегическими приоритетами региональной политики, они определены губернатором восемь лет назад. Поставленные задачи поэтапно решаются при активной поддержке областных властей и федерального центра».

ФОТОГАЛЕРЕЯ